Когда Марчелло говорит - мы, я говорю - вы. Он в киберспорте, я - нет. Мы часто спорим в последнее время по поводу того как именно будет развиваться то, что вы называйте электронным спортом. И вот мое мнение.
За долгое время своего развития (что-то около 10 лет) электронный спорт так и не стал трендом (тенденция развития рынка). То есть на протяжение последнего десятилетия, он не повлиял на развитие игровой индустрии в России и сам остался практически на зачаточном уровне. Причины этого лежат на поверхности и заключаются в том, что игры, являющиеся турнирными дисциплинами, не менялись уже много лет и не представляют интереса для издателей и разработчиков. А нет интереса, нет и капиталовложений.
Представьте, что у футбола был бы свой правообладатель, со всеми вытекающими отсюда последствиями. К счастью подобная ситуация невозможна в принципе, так как футбол и остальные виды спорта не могут являться интеллектуальной собственностью и по сути принадлежат всем нам. В киберспорте права на турнирные дисциплины всегда принадлежат кому-то (разработчикам, чаще издателям). В Америке уже столкнулись с первым проявлением запретов, которые компания VALVE наложила на Counter-Strike 1.6 запретив показывать матчи по телевидению, тем самым поставив крест на развитии этой игры как турнирной дисциплины.
Но у нас страна “непуганых идиотов”, в некоторых компьютерных клубах до сих пор стоят нелицензионные версии операционных систем и игр, что уж говорить о возможных запретах. Итак, пока меня окончательно не унесло в другую сторону, продолжим.
В то время как крупнейшие (мировые) лиги по консольным играм поддерживаются издателями, производителями игр и самих приставок, компьютерному спорту не на что рассчитывать, кроме благотворительности со стороны крупных компаний, как например Samsung и Intel. Компьютерному спорту нужны изменения, это понимают все, но, как и в ситуации с Францией и Саркози, эти нововведения страшат сообщество.
Вам нужны новые дисциплины, которые будет интересно продвигать издателю. В качестве примера можно привести компанию Electronic Arts, которая вот уже который год “башляет” WCG за право поставить свои игры (FIFA и NFS) в официальный лист турнира. Недавно EA открыла представительство и у нас, в России, в результате чего ее дисциплины немедленно появились на предстоящем сезоне крупнейшей лиги СНГ – НПКЛ. И это замечательно. Это значит, что шанс все же есть.
В данный момент киберспорт не может продавать компьютерное железо, по той причине, что игры ставшие дисциплинами настолько устаревшие, что отлично идут не только без Core 2 Duo, но даже и не поддерживают эту технологию. Какой интерес у Valve и Blizzard, у нас представленные компаниями Бука и Softclub, продвигать таких динозавров как CS и SC или WC3 на рынок? Все что можно было продать, уже продано, так и зачем вкладывать деньги в эти игры?
В данный момент киберспорт никак не может помочь в продажах железа и игр, следовательно, он бесполезен. Все турниры и мероприятия сейчас существующее в мире электронного спорта это чисто имидживые акции, которые продвигают не конкретный продукт, а бренд целиком. Я не считаю, что это плохо для компаний, но это хреново для электронного спорта. Так как если он начнет напрямую влиять на продажи игр и железа, то ручеек капиталовложений в него заменит широкий поток шуршащих дензнаков.
Этот поток снесет башню абсолютно всем, в первую очередь организаторам турнира и самим спортсменам. Деньги пойдут на покупку эфирного времени на ТВ, на рекламу игр в контексте турнира и многое другое. Может даже в ежегодных бюджетах компаний появиться строка электронный спорт. Помните, что было с экспериментом CPL и игрой Painkiller. Несмотря на то, что игра была невероятно хреновой во всех смыслах, опыт удался на все 100%. Ноющие спортсмены перешли на эту игру доказав, что для них главное деньги, а ко всему остальному они могут привыкнуть. А где спортсмены, там и спорт.
Сейчас Electronic Arts со своей уже набившей оскомину серией спортивных игр, обновляющейся раз в год, является наилучшим из возможных спонсоров киберспорта, прочитав все выше написанное, вы поймете почему.
Чего нам ждать? Что через пару лет издатели и разработчики игр начнут с помощью огромных вложений диктовать условия игровому сообществу и киберспорту. И если вы хотите развития этого направления, то вам придется принять их условия.
Законы маркетинга всегда одни, пусть это IT или производство одежды, возьмём в пример тот же United Colors of Benetton, которые практически на протяжении всего своего существования занимались исключительно рекламой имени компании, вместо того, чтобы рекламировать одежду. Кто-нибудь пробовал написать предложение game developer'ам с просьбой создания чего нибудь по-настоящему соревновательного, того же контр-страйк 2 и 50,000 подписями в приложении? Привыкли только ныть и говорить, что "электронный спорт так и не стал трендом". А этого и не может произойти. Кёрлинг стал трендом? А биатлон?
the_casual - Я не ною. Сравни продажи атрибутики для керлинга и биатлона с продажами компьютерных игр и компьютерной переферии. Если керлинг и биатлон напрямую влияет на продажи аксесуаров для этих игр, то киберспорт представляется бесполезным для издателей и it компаний.
P.S. у меня до сих пор не закончился испытательный срок (3 дня). Так что пока только через Марка.
Но киберспорт не кажется таким бесполезным для некоторых бизнесменов, организовавших на нём целый новый сегмент производства переферийных устройств. Насколько я понимаю Razer, Steel Series и возможно Roccat имеет довольно неплохую прибыль.
блааа.умники цуко) я был бы рад смотреть по ящику игры вар и кс))))0 очен.по хлтв смотреть инет не позволяет бляха))) вот так что адвайте нах кибер канал) сразу за пивасом побегу))))тупая тема)
q4, UT3 и даже упомянутый сорс - поддерживают мультипроцессорность
и последние фичи игровых железяк типа 8800GT и выше.
Запустите "старенький" сорс под вашей ХР,а потом на Vista - увидете
разницу в качестве картинки.
a4 и razer продают свои девайсы, позиционируя для конкретных жанров,
а нередко и для конкр. игр - a4 X-755FS например имеет преднастройки в драйвере
специально для 1.6 CS. Да и на коробке недвусмысленно указано, в каком именно
шутере юзер получит существенный бонус.
п.с. да, кибер-спорт в РФ не состоялся и не состоится еще лет 15.
пока помошниками депутатовдепутатами не станут вчерашние геймеры.
почему же тогда в корее стар крафт стал киберспортивной дисциплиной, вряд ли из за того что киберспортсмены покупали 10-ядерные процессоры и т.п. Скорей всего из-за популярности игры, которая получилась просто шедевром. Там всем пох на графику, главное геймплей. Поэтому пусть компании типа близзард делают норм игры и будет вам киберспорт.
Максимус толкнул дельную мысль, но в одном он не прав, все же: любое инвестирование в спорт как таковой направлено именно имиджевую составляющую бренда. Зачем нужны прямые вложения капитала, когда даже продукцию, не имеющую к киберспорту отношение как таковую, можно распиарить. Все дело в количестве аудитории, а уж она у киберспорта возрастает с каждым днем. Это факт. Тенденция будет продолжаться. Это факт. В общем, развитие киберспорта с экономической точки зрения - дело рук профессионалов. Ведь взять ту же Лигу Чемпионов: генеральными спонсорами являются MasterCard и пара пивных компаний. И как-то вот насрать чиновникам, что плохо распродается футбольная экипировка. Компаниям нужна хорошая реклама и только, потому что она, как известно, двигатель торговли. А уж хороший пиарщик сможет раскрутить на популярных персонажах любой продукт. Sky носит Nike - и 12-летний паренек бежит покупать футболку Найк; Infi пьет Pepsi - паренек выбирает этот прохладительный напиток. И так далее. Не нужно прямое влияние на продажу продуктов игроиндустрии, нужны грамотные рекламщики и расширение аудитории.
Как ПР менеджер крупной компании, могу уверенно опиать политику отношения крупных брендов к такому роду вложениям.
Это совершенно имеджевые вложения, которые направлены в меньшей степени на рекламу (исключая события типа отборов на ВЦГ в минске, где за день побывали 8000 зрителей), а на имидж.
Дабы создавать имидж прежде всего не компании вкладывающей деньги в спорт, а балансирующей на грани открытости для всего нового и благотворительности к юным талантам.
Вобщем в статье сказаны очевидные и примитивные истины, никак не способствующие лучшему пониманию реальности для тех, кто её способен менять.
-
"Вам нужны новые дисциплины, которые будет интересно продвигать издателю. В качестве примера можно привести компанию Electronic Arts" В этой фразезаключается главный, самый глупый и лживый посыл опуса. ЕА не является примером компании, она является огромнейшим американским монстром видеоигр, стратегическим подходом к игрокам которого, является повсеместная (!) реклама своей продукции, агрессивный маркетинг В любом американском супермаркете вы найдёте майки с лого этой фирмы, их рекламой часто увешаны борта площадок НБА. Продвижение ЕА своих брендов совершенно выписывается из концепции имеджевых вложений, это совершенно иного порядка затраты, призванные рекламировать свой продукт напрямую.
Подход ЕА имеет мало общего и с близзард, внимание который к турнирности продуктов диктуется прежде всего политикой удержания определённой постоянной аудитории пользователей.
Появление игр ЕА на НКПЛ, это хороший знак, но опять же никак не связанный с темой статьи. Это примитивная реклама.
Если кому-то интересны маркетинговые технологии, то вложение штук 10 баксов окупается уже количеством инф. поводов которые щедро изрыгает нкпл. Каждый месяц, на аудиторию минимум в 20 000 человек, по 10-20 упоминаний бренда, причём постоянно висящих на главной.
Ожнако, и тут не всё так однозначно. Не для кого ни секрет, что большая часть продаваеых игр в россии - пиратские. 9/10 рынка ЕА это консоли, где доля пиратской продукции куда меньше. Конечно в россии консоли куда менее распространены чем в сша, однако, есть подозрения что и у нас ЕА получает от них большие приыли чем от РС сектора рынка.
Таким образом, более рациональным на мой взгляд является вложение со стороны еа совсем небольших денег в нкпл, хотя "небольшие" здесь может варьироваться на порядки в зависимости от утверждённого рекламного бюджета.
-
"благотворительности со стороны крупных компаний, как например Samsung и Intel." ни та не другая не занимаются благотворительностью, а досконально просчитывают вложения и отдачу, конкретно я это знаю "из первых рук". Про самсунг вообще мне писать не корректно, поэтому воздержусь. Интел работают на чёткие диведенты.
"В данный момент киберспорт никак не может помочь в продажах железа и игр, следовательно, он бесполезен. "
Именно поэтому киберспортивный бюджет интел на 2007 год не ограничился несколькими миллионами. Дураки там, не понимают.
А в самсунге так вообще деградаты, вкладывают десятки миллионов в совершенно бесполезное дело.
-
"Все турниры и мероприятия сейчас существующее в мире электронного спорта это чисто имидживые акции, которые продвигают не конкретный продукт, а бренд целиком. "
..за исключениемого что самая громкая акция года интел - города россии, была направлена конкретно на продвижение к2д. Также автору стоит напомнить, что "продвижеие" "целиком", для таких гигантов как самс и интел никак не менее значимая отрасль паблик рилэйшнс нежели реклама их продуктов. Также конкретные продукты продвигает еа: футбол в нкпл, пара турниров по какойто ртс. Короче очередной перл.
-
"Так как если он начнет напрямую влиять на продажи игр и железа, то ручеек капиталовложений в него заменит широкий поток шуршащих дензнаков."
В мировой экономике существует такое количество факторов влияния на продажи, что в глобальном масштабе оценить эффективность вложений в то или иное направление рекламы крайне сложно, особенно с учётом их долгоиграющегго эффекта.
Максимум что можно постараться сделать, высчитать примерную прибыль от чёса по городам россии виртус.про. И то сомнительно выйдет.
А вычислить эффективность вложений в киберспорт целом на уровне еа, можно только по косвенным признакам, типа ростапродаж относительно конкурентных продуктов за локальный период времени. И то...
-
"Помните, что было с экспериментом CPL и игрой Painkiller. Несмотря на то, что игра была невероятно хреновой во всех смыслах, опыт удался на все 100%."
ДРУЖИЩЩЕ, гляньте рейтинги этой игры и оценки которые ей выставили ведущие издания мира. Не лезьте в отрасли в который вообще ни бум-бум. В игре была отличная динамика.
-
"Чего нам ждать? Что через пару лет издатели и разработчики игр начнут с помощью огромных вложений диктовать условия игровому сообществу и киберспорту. И если вы хотите развития этого направления, то вам придется принять их условия."
Глупость в первом предложении, где автор считает что чтобы чтото диктовать нужны огромные вложения. Всё что нужно, это популярность игры и её пул на вцг + есвц.
А поскольку игры делают эти самые компании, то условия они диктуют давно, играми которые они выпускают.
Что и показали валве с продвижением сорса.
И не забывайте господа, мы живём в стране с третьесортным игровым рынком, судить о деятельности компраний можно по германии и сша, но ни как не по пиратской России.
-
В заключение напишу, что фраза сподвигнувшая написать эту сумбурную рецензию была следующей: "о у нас страна “непуганых идиотов”, в некоторых компьютерных клубах до сих пор стоят нелицензионные версии операционных систем и игр, что уж говорить о возможных запретах. Итак, пока меня окончательно не унесло в другую сторону, продолжим.".
Автор, у нас страна торжества обмана, а непуганный идиот это Вы, надеюсь/ моя рецензия испугает вас достаточно, чтобы вы остерегались публиковать столь профанские опусы впредь.
#30 Меня радует что есть люди как вы. Значит у нас есть шансы на развития, и это не издевка или ирония. Другие прочитайте этот пост и вы поймете куда прежде всего надо двигаться для популяризации киберспорта.
#32 Все верно, потому что смотрят то одни геймеры а отнюдь не кажуалы :). Сейчас киберспорт весь такой, смотрит тот кто играет. Если бы футбол смотрели только тот кто играет в футбол было бы так же.
абсолютно согласен с тем что нужны новые игры, ибо этот хлам уже кумарит !! но здесь другой вопрос, сможет ли игра с клёвой графикой похвастаться занятным геймплеем и мультиплеером ? бОльшая часть "киберспортсменов" малолетки, не имеющие дохода. и я ооочень сомневаюсь что они смогут позволить мощьные компьютеры для игры в эти самые новые, красивые, интересные игры. А как дело обстоит с клубами ? я не говорю о топовых 4game, pg, киберспорт арена, я говорю о клубах в глубинке? нормально когда "древний" cs1.6 в дыму лагает до 5-7 фпс ?? и выхода нет, это единственный клуб который активно участвует в этом якобы спорте.. (под активным участием я подразумеваю скидки на игровое время во время проведения чемпа, для увеличения призовыхуменьшения взносов, остальные более или мение клубы заявляют что это не выгодно, т.к. они в первую очередь бизнесмены :)))
Зы: по правде говоря, меня никогда не привликала графика в играх но из более или менее новых игр могу отметить COD4 - достаточно динамична+разнообразный мультиплеер :)
да фтопу ваш киб спорт я стал казулом!
через месяц куплю новый комп и буду гамать в гоночки Кризис и УТ3 Гирс офф варз и тд, на цракал я на задротоф и их псевдо недо спорт
Кароче Е спорт только в карее и зап европе
кончелЪ
Не знаю насчет поста n25,грубо говоря,обьяснил, на высоком уровне все. Можно было бы и попроще,но основную мысль понял.
#30 "Кому интересно как куча задротов играют в wc3? или в cs?" - Неинтересно,только потому,что эти незаинтересованные обсы сами не играют.Когда начнут транслировать ивенты по ТВ,будет кибер канал,рекалама ивентов по Тв,новости,тогда все пойдет.
МОЕ мнение - все зависит от телевизора.!
Если бы не было телевизора,мне бы не нравился футбол,я бы посмотрел как играют дворовые парни,назвал чушью. И только по тв я могу видить,битву выского уровня в футболе,да точно также как и любую другую дисциплину.Которая просто не может не нравится/ Точно также как и все остальные Негеймеры - они просто не видели высокий уровень этих игр,они все банально представляют: ну стрельнул,ну убил, ну спрятался. даже не подозревая,что в кибер дисциплинах,огромный ажиотаж,спортивное волнение,переживания etc..
Тв - самый распрастраненный пиар. Нет пиара кибесрспорта по тв - нет большого будующего
этой мое имхо.
Моему отцу 44 года,когда транслировали chall по евро-спорту Калифорния vs Королина
Играли парни, в source. - Мой отец, с УДОВОЛЬСТВИЕМ посмтрел игру по по каналу с комментатором. И никуда не переключал.
ArWolL
Несомненно, ты лет в 5-7 начал играть с мячиком от того что по телевизору показали "битву выского уровня".
Тв - деревянный говноящик, хотя и является самым мощным средством пр.
На минских отборах к вцг, где одновременно игры смотрели 3000 зрителей, истерики в зали вызывали именно ксеры а не представители других дисциплин.
http://sng.by/gallery/10.html
вот галерея.